Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Народное декоративно-прикладное искусство – неотделимый элемент культуры нашей страны: его эмоциональная насыщенность, поэтическая метафоричность близки, понятны и дороги народу.
Как и любое великое искусство, оно воспитывает в людях чуткость к прекрасному и способствует формированию гармоничной личности.
Народное искусство, основанное на глубоких художественных традициях, является неотъемлемой частью жизни и культуры России. Оно благотворно влияет на формирование человека будущего.
История росписи по дереву уходит корнями в глубокую древность — она возникла одновременно с появлением живописи, более 30 тысяч лет назад. Люди украшали предметы быта и стены своих жилищ, стремясь привнести в свою жизнь красоту и запечатлеть происходящие события.
Дерево было наиболее доступным материалом для отделки, и именно роспись по дереву стала основой изобразительного искусства и человеческой культуры в целом. К сожалению, дерево менее долговечно, чем камень, поэтому до наших дней дошло лишь немного образцов деревянной росписи.
Роспись — это искусство украшения различных поверхностей с помощью красок, лаков и других материалов. Основная цель росписи — создание уникального и эстетичного образа, который придаёт объекту индивидуальность и стиль. Благодаря своей прочности и устойчивости к внешним воздействиям, роспись является отличным решением для оформления различных объектов, сохраняя свои качества на протяжении длительного времени. Процесс росписи включает подготовку поверхности, нанесение контуров рисунка, нанесение красок и финальную полировку и защиту готового изделия.
Роспись по дереву — это уникальное искусство, которое отражает дух времени, традиции региона и мастерство художника. Изучая и практикуя роспись по дереву, студенты не только развивают свои творческие способности, но и учатся ценить искусство, впитывая мудрость и красоту прошлого. Это способствует развитию творческого мышления, внимания к деталям и умению работать с различными материалами.
Одним из примеров такого искусства является городецкая роспись. Изучение особенностей городецкой росписи позволяет нам узнать больше о народном искусстве и обогатить свои знания. Опираясь на национальное искусство, мы можем сохранить и передать традиции из поколения в поколение, сохраняя в памяти национальную культуру.
Степень разработанности проблемы. Тема народных промыслов активно рассматривается в работах Алексунина В.А., Черной М.А. [1], Гененко О.В.[8], Смолицкого Б.Г. [24]. Основы городецкой росписи и концепция поэтапного выполнения элементов в современном мире описываются в трудах Болдырева Н.С. [6], Артемьевой А.В.[3], Дорожина Ю.Г. [10] и др. Вопросы сохранения традиций и развития декоративно-прикладного искусства как источника русской самобытности описаны в работе Белега Л.А. [4], Ганиной М.В.[7] , Новиковой П.А,, Борзуновоа Г.И. [19] и др.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью сохранения и развития самобытных традиций народного искусства, и внедрение его в современное общество.
Объект исследования – традиции кистевых росписей по дереву Поволжья.
Предмет исследования – особенности возникновения и развития традиций кистевых росписей по дереву Поволжья.
Цель работы – рассмотреть особенности возникновения и развития традиций кистевых росписей по дереву Поволжья.
Задачи исследования:
1) определить место и роль традиций кистевых росписей по дереву в художественной культуре и народном декоративно-прикладном творчестве Поволжья;
2) рассмотреть особенности сохранения и развития традиций кистевых росписей по дереву в России в современный период;
3) рассмотреть художественные особенности и основные сюжетные мотивы городецкой росписи;
4) описать материалы, инструменты и технология поэтапного выполнения творческого практического проекта на основе традиций городецкой росписи по дереву.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов исследования в рамках преподавания дисциплины «Художественная обработка дерева».
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Глава 1. Исторические особенности и традиции кистевых росписей по дереву Поволжья
1.1 Место и роль традиций кистевых росписей по дереву в художественной культуре и народном декоративно-прикладном творчестве Поволжья
Самые ранние упоминания о художественной обработке дерева относятся к IX–X вв. Россия всегда славилась лесами, искусством обработки этого материала издавна были заняты народные умельцы районов Севера, Верхнего и Среднего Поволжья, а также мастера лесных районов Архангельской, Вологодской, Вятской, Тверской, Нижегородской, Владимирской губерний.
История возникновения росписи по дереву в нашей стране насчитывает много веков. Наши предки поклонялись силам природы, а также Перуну, Велесу и другим богам.
Сюжеты древних мастеров, которые занимались росписью по дереву, были посвящены природе или символизировали здоровье, удачу и процветание. Росписью украшали фасады домов и внутренние помещения.
Исторические памятники с образцами древнего искусства росписи сохранились до наших дней. Дома с расписанными интерьерами можно увидеть на территории Поволжья [13, с. 179].
В некоторых случаях роспись стала самым поздним способом декорирования, заменив трудоёмкие техники резьбы и инкрустации. Это произошло, например, в середине XIX века с городецкими прялками, когда спрос на них вырос и потребовалось более изысканное украшение.
Роспись – это «почерк» народа, его живой и образный язык.
Сохраняя верность традициям, роспись всегда отражает дух времени и даже следует моде. Поэтому она не может устареть, а уж старинные росписи — предмет вожделения коллекционеров и бесценный материал для исследователей.
Русский народ всегда славился самобытными, талантливыми мастерами, которые создавали настоящие произведения искусства, ставшие достоянием национальной культуры. И в наши дни в России сохраняются и развиваются традиции народного творчества.
Древесина — один из материалов, который широко используется для изготовления различных предметов, необходимых человеку в повседневной жизни. Благодаря своим универсальным свойствам, этот материал позволяет создавать как крупные сооружения, такие как крестьянские дома или многоглавые храмы в Кижах, так и небольшие предметы, такие как корни и береста, для изготовления бытовой утвари, посуды и игрушек [15, с. 4420].
С течением времени художественная обработка дерева, наряду с резьбой, стала обогащаться цветом. Окрашивание резьбы, а затем и украшение различных деревянных изделий росписью привело к формированию центров народного искусства, где роспись стала основным направлением деятельности. При этом в некоторых областях даже близко расположенные промыслы по росписи дерева имели существенные различия в технике письма и мотивах декора.
В подтверждение этому целесообразно вспомнить хохломскую, городецкую и полхов-майданскую роспись Нижегородской области.
Истоком искусства росписи было стремление мастера сделать предмет красивым и нарядным. Однако одной из причин использования окраски и росписи в деревянных изделиях была необходимость улучшить внешний вид некоторых видов древесины или скрыть её естественные дефекты.
Традиционная роспись — это одно из наиболее ярких проявлений народного декоративно-прикладного искусства. Существует несколько разновидностей традиционной росписи, которые связаны с определёнными центрами русской народной живописи.
В настоящее время традиционная роспись не играет такой роли, как раньше. Однако она всё ещё вызывает интерес и пользуется спросом, хотя и в несколько изменённом виде. В основном традиционная роспись сохраняется в производстве сувениров, таких как матрёшки, пасхальные яйца и реже — посуда.
При этом мастер строго придерживается правил определённой разновидности традиционной росписи. В настоящее время допустимо использовать стилизации под различные виды росписи или под народную роспись в целом. Однако важно не смешивать всё подряд, так как это может привести к потере смысла. Это направление является естественным развитием искусства, и для его освоения необходимо иметь представление о существующих видах традиционной росписи, их особенностях и используемых техниках [12, с. 38].
О каждом виде традиционной росписи нужно говорить отдельно, тем более что для каждого из них требуются свои материалы и инструменты, а также особые методы предварительной обработки изделий.
Однако те приёмы, которые были разработаны и использовались в конкретном ремесле, не обязательно должны применяться только при создании изделий в этом стиле. С накоплением знаний и опыта можно комбинировать различные техники и методы подготовки.
Кроме того, во многих ремёслах стали использовать более современные методы обработки, что уменьшило степень обособленности каждого из них.
Для росписи по дереву характерны два основных направления - графическое и кистевое
Другое направление в росписи по дереву - кистевое. Широкую известность получили оригинальные росписи исконных русских центров - Хохломы и Городца.
Хохломской промысел получил своё название от крупного торгового села Хохлома, расположенного в Нижегородской губернии. В это село из соседних деревень привозили на продажу деревянные изделия, хотя в самом селе их не производили.
Особенностью хохломского промысла является уникальная техника окрашивания дерева в золотистый цвет без использования золота. Этот вид искусства возник в середине XVII века, хотя самые ранние изделия, сохранившиеся в музеях, относятся к началу XIX века.
В то время в Поволжье появились старообрядцы, которые спасались от преследований властей в этих лесных краях. До их появления местные жители занимались изготовлением посуды из мягких пород дерева.
Среди старообрядцев были иконописцы, которые научили местных мастеров расписывать деревянные изделия так искусно, что они стали напоминать изделия из металла, покрытые позолотой.
Главные приемы изготовления хохломы с тех пор почти не поменялись. Создание изделий предполагает несколько этапов: сначала на токарном станке вытачивается заготовка, так называемое "белье", затем заготовку покрывают грунтов в виде жидкого раствора глины "вапы" и смазывают сырым льняным маслом, на следующем этапе изделие пропитывают олифой и просушивают. Эту операцию нужно повторить три-четыре раза [9, с. 6937].
Следующий этап — лужение: предмет покрывают полудой — металлическим порошком алюминия (когда-то применялся порошок серебра, позднее более дешевый порошок олова). Теперь изделие (серебристого цвета) подготовлено к росписи, которую следует наносить масляными красками и закрепляется в процессе сушки в печи, потом покрывается несколькими слоями лака, причем каждый слой нужно сушить отдельно. Лак под воздействием высокой температуры и обращает серебристый цвет изделия в золотой.
В Хохломской росписи применяются три основных цвета: красный, черный и золотой, вспомогательными цветами, которые встречаются в небольших количествах, являются зеленый и желтый.
Мастера наносят роспись вручную, без предварительного нанесения контуров. Существует два основных стиля хохломской росписи: «верховая» и «под фон».
«Верховая» роспись включает в себя традиционные элементы, такие как «травка» и «листок». «Травка» представляет собой изображение травинок и веточек, выполненных красной и чёрной краской на золотом фоне. «Листок» — это узор из овальных листочков и ягод, расположенных вокруг стебля.
«Под фон» — это роспись с крупным золотым рисунком на красном или чёрном фоне. Сначала мастер наносит контур рисунка, затем закрашивает фон, а после этого добавляет мелкие детали поверх фона.
Разновидностью росписи «под фон» является «кудрина» — узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри.
В начале XIX века преобладала «верховая» роспись, так как «под фон» была более сложной в исполнении. Однако во второй половине XIX века этот стиль стал популярным, особенно в производстве мебели. Такой росписью украшали мебель, ранее она использовалась в основном для создания дорогих подарков.
Городецкая роспись по дереву – прославленный народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. Жители окрестных деревень получили известность искусных ремесленников, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Лес в Заволжье был обширным, и он обеспечивал большим объемом дешёвого материала, из которого можно было изготовить всё: от детских игрушек до предметов мебели [3, с. 6].
Именно так началась история городецкой росписи. Особенно популярными были городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их охотно покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин.
Вскоре элементы городецкой росписи стали использовать не только для украшения прялок, но и для многих предметов народного быта: стульчиков, корзин, коробок, солонок и игрушек.
Техника городецкой росписи уникальна по своему стилю, поэтому её сложно спутать с другими. Ни одно изделие не обходится без пышных гирлянд и букетов цветов, напоминающих розы и ромашки. Городецкие мастера не знали законов перспективы, поэтому их рисунки были плоскими. Но их работы всегда отличались удивительной лёгкостью и прозрачностью [3, с. 6].
Сюжеты городецких изделий неповторимы. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на лошадях, сцены чаепития в роскошных интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками и настенными часами. Но встречались и сцены из обычной жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома. Очень часто в качестве рисунка можно увидеть городецкую роспись цветов и птиц.
В свое время городецкая роспись исполнялась яичными красками, которые хорошо ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. Рисунок нужно было наносить свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Превалировали синие, красные, белые и чёрные цвета. Сегодня мастера применяют масляную краску, что обеспечило расширение цветовой гаммы. Однако мотивы и технология городецкой росписи сохранились. Современные художники, как и в старину, расписывают разнообразные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.